План урока
литературы в 10 классе
 
Тема:  "Аустерлицкое сражение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Проигрыш Аустерлицкого сражения был
"результатом всех сложных человеческих
движений этих ста шестидесяти тысяч
русских и французов - всех страстей,
желаний, раскаяний, унижений, страданий,
порывов гордости, страха, восторга этих людей. "

Л.Н. Толстой

 

Цели урока
  • Выявление идейно-художественных особенностей изображения войны 1805 - 1807 гг. в романе Л.Н. Толстого, основного приема изображения событий и героев, идеи автора в изображении психологии человека в условиях войны, развитие умения соотносить художественные образы  и события с реальными историческими событиями и образами.
  • Повышение интереса к предмету.
  • Совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное; развитие информационных и коммуникативных компетенций; предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся.
  • Формирование личности с высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; создание психологически комфортной образовательной среды на уроке, создание условий для успешности обучения и повышения самооценки учащихся.
Предполагаемый результат Повышение эффективности подготовки к урокам литературы, подготовка творческих работ для выступления на конференции.
Тип урока Урок-исследование (сдвоенный урок - 90 минут)
Цель проведения конференции  

Предоставить учащимся возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки, в том числе информационные и телекоммуникационные; развивать навыки публичного выступления, обсуждения работ одноклассников; подготовка демонстрационного материала для кабинета литературы.

 

 

Этапы урока

Содержание и используемые ресурсы

Время

I. Организационный момент Проверка готовности к уроку учащихся, рабочих мест у компьютеров.

2 мин.

II. Подготовительный этап Объявление темы, целей и задач урока.
Объяснение особенностей организации занятия.
Выдача необходимых печатных материалов (бланки для ответов на вопросы теста).
Организация получения материалов в электронном виде (план урока со ссылками на необходимые источники, файл с домашним заданием и рекомендациями, тест, таблица для сравнительного анализа двух сражений).

3 мин.

III. Этап актуализации ранее изученного материала 1. Беседа по вопросам:
  • Почему, предполагая сделать главным событием романа Отечественную войну 1812 года, Л.Н. Толстой счел необходимым начать повествование с событий 1805 - 1807 годов? (Пользуясь указанными материалами, дайте краткую характеристику этой войны.)
  • Каково отношение Толстого к войне вообще (найти в материалах указанной ссылки в главе "Тема войны в романе") ? В чем оно проявилось в романе?
  • Какие два сражения представлены в первом томе романа?

2. Работа по таблице, заполненной частично на прошлом уроке:

  • Зачитать выводы о Шенграбенском сражении.
  • В каком ключе представлено в романе Шенграбенское сражение? Почему?

5 мин.

IV. Этап усвоения новых знаний (Аустерлицкое сражение, значение и место в романе)  1. Чем отличается от Шенграбенского сражения Аустерлицкое? (Запись выводов в таблицу на основе анализа текста и исследования материалов сети Интернет.)
  • По чьему замыслу было дано Аустерлицкое сражение? В чем была суть замысла, с исторической точки зрения? Почему он не осуществился?  Для ответа на вопрос воспользуйтесь материалами сайта (используйте первую часть указанной статьи). Вывод.
  •  Почему сражение было проиграно, по мысли Толстого? (Анализ сцены военного совета, главы 11, 12 - т. I, ч.3)
  • Почему еще до начала сражения Кутузов говорит о поражении? Что, по мнению Толстого, определяет судьбу битвы в противовес диспозиции? Вывод.
  • Каким было настроение войска? (Анализ главы 14 - т. I, ч. 3)
  • Чем стал Аустерлиц для России и героев романа? Вывод.

2. Кто из героев Толстого терпит "поражение" и в чем?

  • С каким чувством ждет сражения Николай Ростов (глава 10 - т. I,  ч. 3)?  Каким видит он императора во время отступления (глава 18 - т. I,  ч.3)? Вывод.
  • О чем размышляет перед боем Андрей Болконский (конец главы 12 - т. I, ч.3)? Как пытается он реализовать свои мечты во время боя (глава 16 - т. I, ч. 3)? Что стало для Андрея символом постижения истины и как отразилось во взгляде на его кумира (глава 19 - т. I, ч. 3)? Вывод.
  • Почему рядом с Аустерлицким сражением стоит сцена женитьбы Пьера Безухова на Элен Курагиной
    (глава 1 - т. I, ч.3)? Вывод.

3. Каков общий итог I тома романа Л.Н. Толстого "Война и мир"?

35 мин. (1й урок) 20 мин. (2й урок)

V. Проверка усвоения знаний Выполнение теста по содержанию урока (тест учащиеся открывают на своем рабочем столе, а ответы вносят в печатные бланки и сдают учителю).

 мин.

VI. Объяснение домашнего задания и
      ответы на вопросы рефлексии.

1.            1.Написать рефлексию на интернет-урок, отправить ее на электронный адрес ivin58@mail.ru, изменив в названии
         файла фамилию ivanov на свою (задание, обязательное для всех).

2. Задание обязательное, но по выбору:

а) написать сочинение-эссе на тему: «Аустерлиц в истории и судьбах»;

б) создать презентацию по теме урока, подготовиться к ее представлению на уроке-конференции.

 

  15 мин.

Предполагаемые продукты, созданные учащимися Оформленные сочинения-эссе
Презентации по предложенным темам
 
Формы контроля и оценка результатов работы на уроке Формами контроля на уроке являются устные ответы на вопросы в контексте анализа указанных глав романа, записанные выводы в таблицу сравнительного анализа, тест в конце урока.

По итогам интернет-урока могут быть выставлены три оценки: за устные ответы и сравнительную таблицу, итоговый тест и творческую работу в соответствии с критериями

 
Вопросы рефлексии к интернет-уроку 1. Интересно ли было знакомиться с новым материалом посредством интернет-урока?

2. Считаете ли вы проведение интернет-уроков полезным и нужным мероприятием?

3. В чем, по-вашему, заключаются достоинства и недостатки подобных уроков?

 
Вопросы рефлексии к конференции 1. Помогла ли конференция закрепить полученные знания, узнать что-то новое?

2. Считаете ли вы проведение конференций полезным и нужным мероприятием?

3. В чем, по-вашему, заключаются достоинства и недостатки подобных уроков?

 
Источники информации  

http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/64414417.html
http://www.genstab.ru/voin/auster_01.htm
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=61&dtls_books=1&title=271&submenu=3
http://powerpt.ru/prezentacii-po-literature/942-voyna-i-mir.html
http://www.hrono.ru/sobyt/1800sob/1805austerlic.php
http://class-fizika.narod.ru/pres.htm
http://scepsis.ru/library/id_1424.html
http://www.claw.ru/book16/1000-7.htm
http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/proza/vojna-i-mir/vojna-i-mir-1-3-6.htm

 

 

Интернет-урок

© Иванченко Татьяна Ильинична, 2012

Хостинг от uCoz